Открытый урок на тему «Знаки препинания при однородных членах предложения» 5 класс

МКОУ «Дубровинская Основная Общеобразовательная школа»

 

Открытый урок на тему «Знаки препинания при однородных членах предложения» 5 класс

Учитель: Бурова О.Н.

Цели и задачи урока:
Повторить теоретические сведения о членах предложения, закрепить полученные знания; отработать навыки определения однородных членов в предложении и расстановки знаков препинания при них, формировать навыки составления предложения, отрабатывать на письме орфографические и пунктуационные правила.
Воспитывать в учениках доброжелательность, тактическое отношение к окружающим, учить помогать друг другу.
Развивать творческие способности учащихся.

 

Ход УРОКА

 

Здравствуйте ребята, садитесь. У нас сегодня необычный урок, на нашем уроке присутствуют гости. Они пришли посмотреть, как вы занимаетесь. Давайте покажем нашим гостям, что мы знаем и что мы умеем. Давайте поменяемся тетрадями, какие-то сложности были при выполнении д.з.?
Перед тем, как мы  приступим к изучению новой темы мы должны будем вспомнить предыдущий материал. Давайте прочитаем стихотворение Михаила Исаковского и отметим устно грамматическую основу и ответим какой частью речи выражены однородные члены предложения. На ваших столах лежат зеленые карточки.
Выразительно прочитает это стихотворение  Денис.

 

Осторожно ветер из калитки вышел

Постучал в окошко, пробежал по крыше,

Поиграл немного ветками черёмух,

Пожурил за что-то воробьёв знакомых

И расправил бодро молодые крылья,

Полетел куда-то вперегонки с пылью.

 

Назовите однородные члены. В этом стихотворении однородные сказуемые (вышел, постучал, пробежал, поиграл, пожурил, расправил, полетел) Посмотрите,  есть ли знаки препинания между однородными членами. (Да, запятые) Так что же мы будем изучать на сегодняшнем уроке? Правильно, знаки препинания при однородных членах предложения.

 

Давайте запишем сегодняшнее число и  тему урока.

А сейчас, я так думаю, хорошее настроение нам создадут строчки не знаменитых поэтов, а четверостишие Ани Гуро – вашей сверстницы, которое, я думаю, вам так же понравится, как и мне. Сейчас я вам его прочитаю. Давайте запишем это четверостишие.
Над землёю Ангел пролетал
И перо случайно обронил,
И от снега мир светлее стал-
Вот что этот Ангел натворил.

  1. Как вам кажется, удачно ли сравнение выпавшего снега с пером Ангела?
    2. Каким вы представляете Ангела? Кто такой Ангел? Каких вы Ангелов знаете?

Ангелы- посланники Бога. Они изображаются крылатыми отроками, юношами. Мы поздравляем с Днем Ангела, т.е. С Днем именин. Мы говорим ангельский характер, т.е. очень добрый.
3. Почему Аня Гуро написала это слово с большой буквы? Потому что они святые, как и Бог. Они послушные исполнители божьих велений.
4. Как вы понимаете слова « мир светлее стал»?

Только ли цвет здесь имеется в виду. Чтобы жизнь стала лучше, люди стали добрее к своим близким, родным, чтобы люди понимали друг друга.
5.Какое слово мы привыкли воспринимать только с отрицательной стороны?

Натворил- сделал что-то плохое. Вы обидели товарища, вы не помогли в беде, вы обманули, вы что-то скрыли плохое.
3. А какое значение это слово приобретает в данном контексте. Оно воспринимается по-другому, потому что напоминает акт сотворения Богом мира. Ангел частично преобразил этот мир, так как сам он – часть Божьего мира.
4. А как эти строки связаны с темой нашего урока? В них есть однородные сказуемые?
5. Найдите и подчеркните однородные члены предложения. Чем они связаны в тексте? Союзом и.
6. Почему перед союзом И стоит запятая? Потому что в предложении две грамматические основы. Первая: Ангел пролетал, обронил; вторая: мир стал.

  1. Я сейчас проверю как вы усвоили материал по теме «Предложение» и для этого мне понадобится «Древо знаний»

К сегодняшнему уроку наше «Древо знаний» готово «обзавестись плодами», а вот какие эти плоды, будет зависеть от того, как вы знаете теорию и умеете отвечать.
Как же появятся на нашем дереве эти самые плоды? Надо ответить на поставленные вопросы.
Учитель. Каждый ответ, полученный на вопрос, помещенный на листочках, превратится в красное яблоко, если вы ответили на «5», в жёлтую грушу, если вы ответили на «4», зелёный листочек появится на древе при удовлетворительном ответе, а вот ответ на «2» принесёт древу коричневый жухлый лист. Каким вы хотели бы видеть наше дерево с « плодами знаний».
Учитель. Давайте убедимся в том, что оно будет с яблоками и грушами. Но наше дерево не простое, ему нужен Хранитель, тот, кто и будет оценивать ваши знания и развешивать плоды.
— Как вы думаете, какими нравственными качествами должен обладать Хранитель?
Учитель. Я рада, что вы предъявили такие требования к Хранителю. Давайте выберем с вами Хранителя – умного, честного, доброжелательного. Какими членами предложения являются перечисленные качества? (однородные определения).
Выбирается Хранитель.
Учитель. А теперь правила игры. Ученик подходит к древу знаний, выбирает себе лист с вопросом, отвечает. После ответа вместо вопроса хранитель вешает « на древо» соответствующий оценке плод.

Вопросы:
1. Что вы знаете о предложении?
2. Какие бывают предложения по цели высказывания?
3. Что такое подлежащее?
4. Что такое сказуемое?
5. Какое предложение называется распространенным?
Какое предложение называется нераспространенным?
6. Что такое дополнение?
7. Что такое определение?
8. Что такое обстоятельство?
9. Какие предложения называются однородными?

А теперь давайте посмотрим на « древо знаний». Как красиво оно! Сколько на нём ярких плодов! О чем это говорит?
Такой щедрый урожай свидетельствует о том, что вы прочно усвоили теоретический материал. А сейчас мы прервемся на физ минутку:

 

Хома, Хома, Хомячок

Полосатенький бочок,

 Хома рано встает,

Лапки моет, шейку трет,

Подметает Хома хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять

Хома хочет сильным стать!

 

Наступило время для новой темы. Итак, запятая между однородными членами предложения является знаком разделения этих однородных членов. Так в каких же случаях ставится запятая между однородными членами:

  1. Если однородные члены не соединены союзами. Ребята купались, загорали.
  2. Если соединены союзами А, НО. Ребята не купались, а загорали. Ребята купались, но не загорали.

Между однородными членами запятая не ставится, если союз И соединяет два члена предложения. Ребята купались и загорали. Давайте посмотрим на схемы этих предложений

( на доске)

А теперь откройте учебники на странице 82, упр. 195 прочитает задание Денис. Выполняем  задание. Пропущенные буквы проверяем нужными орфограммами.

А теперь на доске попробуйте составить схемы написанных вами предложений.

Ребята, у вас на столах лежат белые карточки. На них предложения, вы должны расставить запятые и составить схемы этих предложений. После того, как вы выполните поменяйтесь карточками с товарищем по парте и проверьте задание.

 

  1. Итоги урока.
    1. Что вы повторяли на уроке?
    2. Что закрепили?
    3. Над чем ещё надо поработать?

 

Домашнее задание: параграф 41, упр. 198

Я думаю, что сегодня на уроке мы поработали плодотворно, у вас на столе лежат магнитики со смайликами, если вам понравился урок прикрепите к доске желтый магнит, если нет — другого цвета. А я прощаюсь с вами до завтра, спасибо, желаю успехов!